Travellerstar              Telephone










   WhatsApp   Messenger   facebook     email      
Местo посадки      Дата  
RadDatePicker
RadDatePicker
Open the calendar popup.
 
Направление      Дата   
RadDatePicker
RadDatePicker
Open the calendar popup.

Юрий Полторак

С Марком Твеном по Израилю

Глава 12. Аендор
Эрец-Исраэль Михаила Булгакова
С Марком Твеном по Израилю
«Пересекши равнину (Изреельскую, - Ю. П.), мы одолели небольшой подъём и оказались в Аендоре, известном своей волшебницей. – пишет Марк Твен и продолжает, - Её потомки живут здесь и поныне. Никогда ещё не встречали мы таких неистовых полуголых дикарей. Они высыпали из глиняных ульев, из лачуг, похожих на ящики из-под галантерейного товара, из пещер, зияющих под навесами скал, из каких-то ям и расщелин, точно из-под земли: оглушая нас мольбами, воплями, криками, толпа сгрудилась вокруг лошадей, не давая ни шагу ступить. «Бакшиш! Бакшиш! Бакшиш! – глаза язычников горят злобой и ненавистью («бакшиш» - подаяние, - Ю. П.). В Аендоре двести пятьдесят жителей, и большая половина их обитает в пещерах. Грязь, вырождение и дикость отличает селение Аендор. Оно хуже любого индейского посёлка. Гора голая, каменистая и угрюмая. Здесь нет ни травинки и растёт лишь одно-единственное дерево – смоковница, которая отвоевала для себя ненадёжную площадку меж скал у входа в мрачную пещеру, где некогда жила сама аендорская волшебница».
Ворожея эта появляется на страницах 1-й Кн. Царств (гл. 28), где рассказывается о метаниях израильского царя Саула перед его решающей битвой с филистимлянами. «И увидел Саул стан Филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его... И тогда сказал Саул слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и пойду к ней, и спрошу её. И отвечали ему слуги его: здесь в Аендоре есть женщина волшебница. Снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошёл сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал Саул: прошу тебя, поворожи мне...» Женщина вызвала дух пророка Самуила, который заявил израильскому вождю: «... отнимет Господь царство твоё из рук твоих, и отдаст его ближнему твоему Давиду... И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (гл. 28:5, 7-8, 17, 19). «И ушёл он (Саул, - Ю. П.) отсюда, - пишет Марк Твен, - с печалью в сердце, навстречу бесчестью и смерти». На следующий день у подножия горы Гильбоа состоялось кровопролитное сражение: «... и побежали мужи
Израильские от Филистимлян, и пали поражённые... И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана (Ионатана, - Ю. П.), и Аминадава, и Малхисуа (Малки-Шуа, - Ю. П.), сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками... И тогда взял Саул меч свой и пал на него». Так описывается эта грустная история в 1-й Книге Царств (гл. 31:2-4). А когда узнал об этой трагедии Давид, то воскликнул в сердцах: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные на брани!» (2-я Кн. Царств, гл. 1:19, 27). И провозгласил будущий израильский правитель страшное проклятие кряжу Гильбоа: «Горы Гельвуйские! Да не сойдёт ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы он не был помазан елеем» (2-я Кн. Царств, гл. 1:21). И действительно, в летнее время на большей части гряды, обращённой к Изреельской долине, практически нет растительности. Правда зимой и весной склоны горы покрываются травой и цветами... Значительная часть кряжа Гильбоа сегодня представляет собой национальный природный заповедник, лесные посадки в котором финансируются Еврейским национальным фондом (Керен кайемет ле-Исраэль). Здесь в естественных условиях сохранились уникальные виды флоры и фауны. И, по праву, первенство среди них принадлежит ирису Гильбоа. Каждый год в марте-апреле распускает это удивительное растение с мечеобразными листьями фиолетовые, голубые или пепельно-серые цветы. Это явление привлекает на Гильбоа тысячи любителей природы. Было время, когда необычность и красота этого цветка привели к практически полному его исчезновению, ибо каждый приезжающий считал своим долгом привезти домой букет очаровательных ирисов. Специальная многолетняя разъяснительная программа, внедрённая в жизнь Обществом охраны природы Израиля, в корне изменила уже, казалось бы, безнадёжно грустную судьбу чудо растения, да и вообще отношение жителей страны к окружающей дикой природе. Сегодня даже маленький ребёнок в Израиле знает, что полевые и лесные цветы рвать нельзя. А ирис Гильбоа стал символом Общества охраны природы страны. Эта организация провела также большую работу по благоустройству склонов горы: на её средства были проложены специальные пешеходные тропы, организованы оборудованные всем необходимым места отдыха, проводятся увлекательные экскурсии. Возвращаемся, однако к Марку Твену: «В глубине угрюмой пещеры пробивался ручеёк, а нас мучила жажда. Но жители Аендора не пожелали пустить нас туда. Им всё нипочём – грязь, лохмотья, паразиты, варварское невежество и дикость, полуголодное существование, но они во что бы то ни стало хотят остаться непорочными перед лицом своего бога, кто бы он ни был, а потому содрогаются при одной мысли, что христианские уста осквернят родник, чьи воды предназначены для их освящённых глоток. Мы вовсе не собирались оскорблять их чувства или не считаться с их предрассудками, но уже в этот ранний час у нас вышла вся вода, и мы сгорали от жажды. Именно здесь и при таких обстоятельствах я изрёк афоризм, вскоре ставший знаменитым: «Нужда не знает законов». Мы вошли в пещеру и напились». В связи со всем вышеизложенным стоит отметить, что, побывавший полтора столетия назад в описываемых им местах, Марк Твен принял за «потомков» аендорской волшебницы наследников арабских завоевателей Палестины, появившихся здесь через полторы тысячи лет после трагической гибели первого израильского царя. Ибо лишь в 1948г. в 4 км южнее горы Тавор, неподалёку от найденный археологами древнего еврейского поселения, был основан киббуц Эйн-Дор («Источник Дор» - в переводе с иврита, и отсюда происходит название «аендорская волшебница»), где, собственно, и поселились возможные «потомки» легендарной библейской колдуньи. Ведь вряд ли обращался Саул к кудеснице «нееврейской национальности»... Первыми жителями этого нового поселения в Изреельской долине стали семьи уроженцев Страны Израиля, новые репатрианты из Германии и соплеменники Марка Твена – американские евреи. Впоследствии к ним присоединились репатрианты из Венгрии и Южной Америки. Сегодня в этом чистом, утопающем в зелени посёлке, проживают около тысячи человек. Они занимаются птицеводством и животноводством, на отвоёванных у болот полях выращивают хлопчатник, подсолнухи и бахчевые культуры. Местный завод по производству кабелей «Тельдор» и фабрика игрушек «Дорли» известны своей продукцией на всю страну. А если проезжающие мимо путники захотят утолить жажду – их ждёт более чем радушный приём в местном супермаркете... И вряд ли сегодня, описывая своё пребывание в Эйн-Доре, Марк Твен закончил бы своё повествование таким пассажем: «Наконец, мы выбрались из толпы этих крикливых попрошаек; мы взбирались всё выше в гору, и они отставали от нас понемногу – сперва старики, потом малые дети, за ними девушки; мужчины покрепче бежали за нами добрую милю и отстали, лишь получив последний пиастр и поняв, что больше никакого бакшиша не будет».

Юрий Полторак, уроженец г. Киева. Профессиональный дипломированный гид с большим стажем работы в Израиле. Автор первого в стране русскоязычного путеводителя по северной столице Израиля «Хайфа. Прогулки без экскурсовода», а также вышедшего в свет в 2005г. справочника «Хайфа. Путешествия по городу». Ему принадлежат оригинальные подборки статей «С Марком Твеном по Святой земле», «Путешествия по Святой Земле» и многие другие публикации в периодической русскоязычной израильской прессе на темы туризма и краеведения. Он является также составителем ряда тематических экскурсий по стране в ведущих туристических компаниях Израиля и участником передач об истории Израиля радиостанций «РЭКА» и «Свобода». В настоящее время занимается разработкой путеводителя на русском языке по городу Акко.

Главная
Как заказать
Часто задаваемые вопросы
Достопримечательности
Контакт
Skype
Email
О нас
Экскурсии по Израилю
Однодневные экскурсии
Места посадок на экскурсии
Индивидуальные экскурсии
Из Эйлата
На английском и других языках
Путеводитель по Иерусалиму
Израильская мозаика
Многодневные экскурсии
Гостиницы Израиля
Гостиницы Эйлата
Мёртвое море
Гостиницы Мертвого моря
Гостиницы Иерусалима
Гостиницы Кинерет
С Марком Твеном по Израилю
Трансфер групповой
Индивидуальный
из/в Эйлат За границу
Петра из Эйлата
Выходные в Иордании
Иордания эксклюзивный
טיולים בשפה הרוסית

Дополнительная информация и заказ с 10.00 до 18.00 в пятницу до 13.00 : +972-8-8642230, Skype, Эл. почта